Нижегородская область, Володарский район,
 с.п. Новосмолинский, ул. Танковая, д. 24;  +7(83136)7-63-21

Программа патриотического воспитания младших школьников «Я и моя семья»

 

sh5Введение.

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Цель программы:

Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).

Реализация данной программы предполагает:

  • формирование ведущих интегративных качеств личности;
  • непрерывную педагогическую диагностику, переходящую в самодиагностику, самопознание;
  • практическую деятельность;
  • содержание просвещения гуманитарной культуры;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
  • неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными учреждениями и создание единой воспитательной среды.

Содержательные линии программы

Образовательная – содержит идеи, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи.

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, на её изучение, сохранение.

Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Воспитательные цели:

  • пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
  • формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;
  • приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской классической и мировой культуры.

Задачи программы:

 

  • воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;
  • формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи
  • оказание помощи семьям воспитанников в гармонизации семейных отношений и гармонизации в сфере взаимоотношений и взаимодействия «Школа - семья»;
  • оказание посильной помощи семье в воспитании семьянина, в осознании воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей: сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра, близкий – дальний родственник;

Программа призвана помочь взрослым и детям:

  • заглянуть в «Зеркало истории» семьи;
  • отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны;
  • осмыслить связь времен, попытавшись не только найти, но и закрепить живую Нить Памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом;
  • понять свою ответственность за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).

Принципы

  • Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребёнка.
  • Принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитания.
  • Прикладная направленность.
  • Интегративность.

Средства реализации проблемы:

  • общение (просвещение)

Возможные темы для общения:

  • «Непреходящая жизненная ценность»
  • «Из истории семьи»
  • «Ценности семейной жизни наших предков»
  • «Семейные династии»

Возможные формы общения:

  • «Путешествие в прошлое и настоящее своего народа»;
  • «Путешествие в детство наших родителей»; (бабушек, дедушек, дальних и близких родственников);

Семейная гостиная.

Родительская школа:

1. «Духовно нравственные основы семьи».

2. «Пишем историю своей семьи».

3. «Родословная семьи»

4. «Передача героических и трудовых традиций семьи новым поколениям».

Деятельность:

  • изучение истории семьи, своей родословной;
  • совместная с родителями и родственниками работа воспитанников по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье, родне, создание семейных книг  «Трудовая слава моей семьи», «Наши династии» и др.;

Организация и работа:

  • Клуба юных знатоков истории Малой России;
  • Детской Службы Милосердия;
  • Интер - клуба «Дружба» (история, культура, традиции, обычаи, обряды, игры, забавы, игрушки, праздничный венок народов, проживающих на территории Малой Родины);
  • Центра разработки и реализации социально значимых проектов (посильное участие в решении проблем Малой Родины).

Сроки реализации программы

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития получил условное название «исследователь».

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.

1 класс «Моя родословная».

2 класс «Мир дому моему».

3 класс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».

4 класс «Моя семья – моя Россия».

Технологии:

  • Знакомство с историческим прошлым семьи;
  • Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
  • Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории;
  • Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, посёлка;
  • Проектная деятельность

Формы работы:

  • Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
  • Деловые игры;
  • Классные часы;
  • Беседы, викторины;
  • Исследовательская деятельность;
  • Коллективные творческие дела;
  • Смотры-конкурсы, выставки;
  • Экскурсии, поездки, походы;
  • Трудовые дела;
  • Тренинг

Объект деятельности:

программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Реализация данной программы предполагает:

  • систему краеведческих знаний,
  • устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
  • уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
  • любовь и бережное отношение к родной природе;
  • посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
  • честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Содержание программного материала

1 класс - «Моя родословная»

Задачи:

1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям.

2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.

3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Содержание программного материала: работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.

2 класс – «Мир дому моему»

Задачи:

1. Воспитание люби к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;

2. Развитие творческой активности.

3. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

Содержание программного материала: работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.), изучение значения твоего рода в истории страны во время ВОВ, Афганской и чеченской войн.

3 класс – «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»

Задачи:

1. Воспитание люби к семье, родным и близким людям; уважения к историческому прошлому и настоящему семьи, в которой родился;

2. Развитие творческой активности.

3. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории своей семьи.

Содержание программного материала: отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи семьи.

4 класс – «Моя семья – моя Россия»

Задачи:

1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, традициям и обычаям народов России.

2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.

3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.

4. Привитие молодому поколению нравственного иммунитета против низкопробной культуры, захлестнувшей нашу страну.

5. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.

Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.

Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.

Нижегородская  область – частица России. История Нижнего Новгорода в истории России. Архитектурные и культурные памятники Нижнего Новгорода  и   области. Административное деление Нижегородской области. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди земли нижегородской.

 

Основные (примерные) мероприятия по реализации программы:

Название мероприятия

Форма

Класс

  1. История школы

Экскурсия по школе

1

  1. Учись учиться.

Беседа.

2.

  1. Составим правила поведения в школе.

Аналитическая беседа

2.

  1. Русь, Россия, Родина моя

Праздник

1-4

  1. День матери

 Праздник

1-4

  1. Семейный праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи»

 Праздник

1-4

  1. Праздник игры и игрушки

 Праздник

1

  1. Праздник урожая

Игра-соревнование

1-4

  1. Приятного аппетита! Этикет за столом.

Игровой тренинг

1-4

10.  Как украсить дом к Новому году.

Урок творчества

1-4

11.  Вежливые слова

Беседа, игровой тренинг.

1,2.

12.  Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома.

Беседа

1,2.

13.  Масленица.

Игровая программа.

1-4

14.  Из бабушкиного сундука.

Праздник-выставка.

1-4

15.  Красота родной природы

Фотовыставка

1.

16.  Папа, мама, я – спортивная семья.

Спортивный праздник.

1-4

17.  Режим дня.

Беседа.

1,2.

18.  Семейные династии

Мини проект.

3

19.  Исторические места Нижегородской области

Экскурсия,мини проект.

4

20.  Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.

Беседа

1,2.

21.  Труд в почете любой! Мир профессий большой.

Игровой классный час

1,2.

22.  Уборка территории около обелиска павшим в Чечне.

Трудовое дело.

1- 4.

23.  Приветствие ветеранов ВОВ. Открытка в конверте.

Выступление, подарки.

1-4

24.  Береги природу.

Конкурс плакатов, рисунков

2-4

25.  День Защитника Отечества.

Парад юнармейских войск

Праздник.

2-4

26.  Участие в проведении «Дня здоровья».

 

1-4

27.  Интересные и известные люди нашего посёлка(художники, поэты, музыканты)

Исследовательская экспедиция

4

28.  Фольклор, традиции, обычаи.

Устный журнал.

3, 4

29.  «Когда все вместе».

Конкурсная семейная программа.

3, 4

30.  Золотые правила этики

Классный час.

2, 3.

31.  Городок весёлых затей.

Конкурс-выставка.

З, 4

32.  Государственные символы России.

Классный час.

1-4

33.  Народы России.

Игра-путешествие.

4.

34.  Нижегородская область на карте России.

Игра-путешествие по карте.

4.

35.  История Нижегородской  области в истории России.

Беседа

4.

36.  Памятники культуры и архитектуры Нижнего Новгорода

Игра-путешествие.

4.

37.  Природа  Нижегородской  области.

Интеллектуальная игра, работа с картой.

4.

38.  Экскурсия в Нижний Новгород и города  области.

Поездка-экскурсия.

4.

39.  Народные промыслы России.

Классный час.

4.

40.  Экологические проблемы

 Проект

 

41.  Все работы хороши, выбирай на вкус!

Утренник.

4.

42.  История моей семьи в истории  области.

Проектная деятельность.

4.

43.  Мероприятия, посвященные государственным праздникам России

 Классные часы, конкурсы.

1-4

44.  «По волнам нашей памяти»

Утренник

3,4

45.  Детство наших бабушек и дедушек

Устный журнал

1,2

46.  Я на бабушку похожа

Классный час.

1,2

47.  «Если бы я был(а) мамой, папой»

 Сочинение

3,4

48.  Рисуем милой мамочки портрет

Конкурс рисунков

1-4

49.  Кто, кто в моем доме живет?

Беседа

1

50.  Профессии в моей родословной

Классный час.

1

51.  Чтим великий День Победы

Классный час.

1-4

52.  Зачем человеку семья

Классный час - диспут

2, 3

53.  Семейные реликвии

Классный час.

3

54.  Семейные династии

Мини проект

3

 

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.

Ожидаемые результаты:

Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом; воспитание уважительного отношения к своей школе,  своему посёлку, своей стране; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.